Warning: session_start(): open(/home/ah301564/.system/tmp/sess_u9tpq44q22n18gob4jve947oq5, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/ah301564/politfact.ru/www/wp-content/plugins/wpgrabber/init.php on line 13
Дагестан не обойдут вниманием и на Берлинском кинофестивале
Главная » КУЛЬТУРА » Дагестан не обойдут вниманием и на Берлинском кинофестивале

Дагестан не обойдут вниманием и на Берлинском кинофестивале

фото: kinopoisk.ru

Предыдущий фильм Александра Абатурова «Сонные души» снят в 2013 году о сибирском городе Ачинске. «Сын» рассказывает о погибшем в 2013 году в Дагестане Дмитрии. Ему был 21 год, когда, отслужив в армии, он стал контрактником и получил смертельное ранение в голову во время спецоперации спецназа. Родители Димы, потеряв единственного сына, с трудом находят силы, чтобы жить. Между тем все новые и новые молодые ребята идут в армию. Мы разговариваем с режиссером фильма «Сын» Александром Абатуровым.

— «Сонных людей» вы представляли в Москве в 2013 году. А чем вы занимались после этого?

— Новым фильмом «Сын». Работа над ним началась после мая 2013 года. К съемкам мы приступили год спустя, в апреле 2014 года.

— Откуда вы узнали о гибели парня в Дагестане?

— Это мой двоюродный брат.

— Как же вы решились снимать о близком человеке, как родители Дмитрия нашли силы принять участие в вашей картине?

— Когда я узнал 23 мая 2013 года о гибели Димы, то позвонил его родителям. Сам тогда был в ужасном, шоковом состоянии. Но они настолько сильные люди, что еще меня пытались поддержать и успокоить. Видимо, чтобы направить мои мысли в другую сторону, тетя Наташа сказала: «Теперь ты должен снять фильм». Первая реакция — я не справлюсь с такой задачей. Это слишком тяжело. А потом изо дня в день боль была здесь и сейчас, надо было с ней как-то справляться. Единственное, что я умею делать профессионально, — снимать кино. Что еще оставалось в ситуации, когда ничего изменить нельзя? Я решил, что важно и нужно снять такой фильм.

— Актриса Ада Роговцева рассказывала, как после смерти сына решила выпустить книгу, проговорила в ней важные вещи, и стало чуть легче. Как будто выдохнула.

— Когда можешь что-то сделать — это лучше, чем когда не можешь. Работа над фильмом длилась четыре года. Произошедшее постоянно крутилось в голове. Я был погружен в тяжелое состояние все это время. С одной стороны, работа помогала, а с другой — она тянулась так долго, особенно на монтаже, когда приходилось просматривать материал раз за разом, день за днем, проживая все заново. Это очень тяжело.

— Четыре года — большой срок.

— Мне было важно провести максимальное количество времени с близкими людьми. Понятно, что свою семью я знал, знакомиться с ней мне не пришлось. Но важную часть фильма все-таки занимает армия, а это для меня был мир абсолютно чуждый и незнакомый. Чтобы избежать поверхностного взгляда, репортажности, жирных мазков, надо было провести много времени с теми, кто там. Дальше долго длился монтаж, с перерывами, на него ушел почти год. Параллельно я начал работать над другим фильмом для французского телеканала. Надо было деньги зарабатывать.

— Вы все делали сами — сценарий, монтаж, стояли за камерой…

— Наверное, именно это бросается в глаза, но ни в одной строчке титров, кроме режиссуры, я не нахожусь один. Много людей мне помогало. Без их помощи и поддержки ничего бы не было. Это касается оператора Артема Петрова — моего близкого друга, с которым работали и над «Сонными душами». Он помогал мне по дружбе снимать «Сына». И с моим монтажером Люком Форвеем мы начали работать еще в киношколе в Люсасе. Продюсер Ребекка Узель — француженка, но жила в России и много у нас работает. Мы практически не имели финансирования, и Ребекка взяла на себя потенциальные риски в тот момент, когда съемки были завершены. Благодаря ей фильм и существует.

— Где вы снимали армейские сцены?

— В Новосибирске, в отряде специального назначения, где Дима служил после срочной службы, в московском спецназе, где проходил срочную службу… Моя задача заключалась в том, чтобы рассказать, как складывалась его жизнь в последние годы. Так как Дима погиб и не было возможности его снимать, я нашел выход: обратился к его близким, семье, проследил его жизненный путь через молодых ребят в армии. В них я видел Диму. А он, в свою очередь, стал символом всех этих парней. Дима погиб в Дагестане во время спецоперации.

— Пыталась вас найти через документалистов, но никто толком не знал, где вы и как вас искать. Вы живете во Франции?

— Да, сейчас я во Франции. Живу тут давно. Я сибиряк и, наверное, всегда останусь сибиряком. Весь мир — моя большая тайга. Я человек большой-большой тайги.

— Вы учились во французской киношколе?

— Да, в Люсасе, в школе документального авторского кино с очень своеобразным, свободным подходом. Именно там у меня появилась возможность заниматься тем, чем я всегда хотел. Французская кинокультура известна во всем мире. Пожалуй, она единственная, которая может что-то противопоставить Голливуду. К режиссерам здесь относятся как к священным коровам, а свобода самовыражения тут — нечто сакральное. Мне нравится работать с французами. Никто никогда не говорит тебе, как и что нужно делать, и всегда помогают в реализации идей.

— В киношколе дипломные фильмы снимают бесплатно, за счет ее бюджета? Не пришлось самому искать средства, как это обычно бывает?

— Деньги на съемки фильма дают. Но Люсас — маленькая деревня в аграрном регионе Ардеш в предгорье Альп, на стыке со Средиземноморьем. Это такой французский Алтай. В киношколе есть набор видеокамер, звукового и монтажного оборудования. Есть сокурсники, с которыми мы формировали съемочную группу. Есть какое-то количество времени на съемки. У нас на них и написание проекта было три недели и три недели — на монтаж. Это те ресурсы, которые киношкола предоставляет.

— «Сонные души» — ваш диплом?

— Нет, это постдипломная работа. В течение учебного года проходят писательские сессии, студенты занимаются написанием проектов. После обучения в октябре организовываются встречи с продюсерами, дается возможность найти тех, с кем можно будет работать. Я встретился с Ребеккой еще до этого, на фестивале документального кино, проходящем в Люсасе каждый август. У нас сразу наладился хороший контакт. Она говорит по-русски, знает, как все у нас работает. «Сонные души» фактически стали ее первым продюсерским проектом. До этого она в основном занималась режиссурой, а теперь — продюсерской деятельностью.

— Вы были на курсе единственным студентом из России?

— В моей группе я был единственным русским. Но в киношколе периодически учатся студенты из России и Украины. Она открыта для определенного количества иностранцев.

— Вы поехали учиться во Францию в юном возрасте?

— Я и сейчас вроде молоденький. Мне 33 года, а тогда было 26. Я из Новосибирска, но учился в Екатеринбурге, потом вернулся домой, был журналистом. В конце 2000-х еще как-то можно было работать, но потом все надоело. В Москву ехать не хотелось, решил отправиться куда-нибудь подальше.

— Я вас поздравляю с участием в Берлинале. Российские фильмы там редкость.

— Ничего, скоро все изменится, будем греметь на весь мир. Так всегда бывает. Энергия долго накапливается, но потом все начнется.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*


Warning: Unknown: open(/home/ah301564/.system/tmp/sess_u9tpq44q22n18gob4jve947oq5, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/ah301564/.system/tmp) in Unknown on line 0